Главная страница » Тренировки » Техника лыжной подготовки: Норвегия vs СССР
В каждой конкретной стране свои подходы к тренировочным планам для лыжных гонок. Скорее всего даже в странах Африки есть какие-то свои подходы к тренировкам лыжников, но мы остановимся на лидерах: Норвегии и СССР. Сегодня мы хотели бы рассказать вам о сравнение тренировочных планов норвежских и российских лыжников. Как же нужно все-таки тренироваться правильно с самого раннего детства, чтобы не “загнать” себя уже в юниорском возрасте? Это и еще многое другое вы узнаете в нашей статье.
Эффективная лыжная подготовка начинается еще с юного возраста. Как показывает практика, ошибки в подготовке, технике и моторной программе, которые не были исправлены в юном возрасте, зрелому спортсмену исправить практически нереально, а ведь они окажутся оковами, которые будут сильно мешать спортсмену в добиваться серьезных результатов. В лыжных гонках не так много творческих моментов, как показала практика, лучше всего работает проверенная, стабильная и систематическая работа на результат. А начинать ее лучше всего еще в юном возрасте. Морфофункциональная база так же имеет огромное значение – развивать скорость, гибкость и координацию движений нужно еще с самого молодого возраста.
О других критериях успешности спортсмена вы можете прочитать в нашей статье: Тренировки лыжников-гонщиков: что нужно для победы?
«Успех в современном спорте — это не единичный факт случайно показанного результата. Это итог длительного пути совершенствования физических и нравственных качеств, овладение огромным богатством системы спортивной тренировки», — подчёркивают Н. А. Фомина и В. П. Филин в своей книге «На пути к спортивному совершенству».
Выбор конкретных методов и средств остается на усмотрение тренера, ведь у каждого спортсмена есть свои субъективные особенности, но вот общее понимание тренером целей, задач и потенциальных трудностей на пути к спортивному совершенству почти всегда одно и то же.
Если говорить о многолетней технике лыжной подготовки спортсменов, то особенно выделяется норвежская лыжная школа. На самом деле в этом нет ничего удивительного, ведь норвежский климат максимально располагает к лыжным тренировкам, да и в спортивных локациях никакого недостатка нет.
Суть техники лыжной подготовки из Норвегии заключается в системной и поэтапной подготовке спортсмена с юного до зрелого возраста. Первый и важный момент – приучение детей к системности тренировок и акцент на многоборной подготовке. Лыжная подготовка начинается примерно с 12 лет, большая часть занятий проходит в активной игровой форме (даже скоростные тренировки). Периодичность занятий не более 2-3 раз в неделю.
Несколько важных особенностей в данной возрастной группе: соревновательная дистанция до 3 км, обязательное поощрение всех детей, дошедших до финиша, дети младше 11 лет проходят дистанцию без секундомера.
По достижению спортсменов возраста 13-14 лет в тренировочный процесс вносятся весьма существенные изменения. Увеличивается периодичность тренировок до 3-4 раз в неделю, хотя сами тренировки все так же носят многоборный характер.
На данном этапе вводятся тренировки 3 зоны интенсивности. Про зоны интенсивности тренировок мы писали отдельную статью: Интенсивность тренировок: все, что нужно знать каждому спортсмену
Начинается силовая подготовка, основной задачей которой ставится обучение основам и технике силового тренинга. Основной тренировочный процесс проходит в осенне-зимний период. Скоростные тренировки проходят так же в формате игровых занятий. Юные спортсмены начинают принимать участие в соревнованиях районного и регионального масштаба на дистанциях до 4 км.
По достижению спортсменами 15-16 лет в тренировочный процесс опять вносятся определенные изменения. Сами тренировки все так же проходят в формате многоборной подготовки, но тренировочный процесс длится уже круглогодично. Вводятся полноценные интервальные тренировки. Периодичность занятий доходит до 5-7 в неделю: 1–2 интервальные тренировки, 1–2 — силовые, 1–2 — скоростные. Соревновательные дистанции увеличиваются до 15 км.
А вот с 17-20 лет начинается жизнь лыжника-профессионала. Именно в это время молодые профессионалы поступают в спортивные колледжи, периодичность тренировок доходит до 2 в день, вводится активная программа самообразования, меняется и содержание тренировочных планов: силовые тренировки включаются в подготовку до 2 раз в неделю, скоростные — до 2 раз в неделю. Десять процентов тренировочного объёма отдаётся интервальным тренировкам.
Общее годовое время тренировок у данной возрастной группы сильно различается: от 450 до 700 часов в год. Объясняется это особенностями развития и индивидуальными характеристиками каждого конкретного спортсмена. Между тем, в сам тренировочный процесс органично интегрируется идеологическая составляющая:
Как видите, норвежские спортсмены подходят к вопросу максимально компплексно, объединяя физические и функциональные тренировки с психической и технической подготовкой. Именно это позволяет сформировать не только организм будущего чемпиона, но и его личность и эмоциональный настрой. Система норвежской подготовки направлена на то, чтобы к 20-22 годам выращивать лыжников-гонщиков экстра-класса.
В советской же школе (как и в современной России) все по-другому. Пик подготовки приходится на достижение ранних юниорских результатов, а вот дальше – как пойдет. Из-за этого после 14-15 лет общая физическая подготовка спортсменов-лыжников уходит на второй план, технике уделяется еще меньше внимания. Акцент идет конкретно на лыжную подготовку. И что мы имеем в итоге? В итоге основной состав сборной России формируется из спортсменов, которые имеют с одной стороны очень высокую функциональную подготовку, с другой – целую кучу технических ошибок, которые сформировались еще в юниорском возрасте. Именно из-за этого мы даем столь слабые результаты на международных соревнованиях.
Спортивная форма – это весьма условное понятие, которое формируется далеко не только из физических показателей спортсмена. Это многофакторная и иерархическая структура:
Почему-то в советской школе лыжных гонок не уделялось должного внимания психологической устойчивости спортсмена, а так же его способностям психологической саморегуляции, хотя они имеют огромное значение в соревновательном процессе. В момент пиковой психологической напряженности спортсмен должен действовать хладнокровно, использовать наработанный двигательный потенциал и не допускать тактических ошибок.
По большому счету тренировочный процесс должен быть направлен на то, чтобы выработать у спортсмена биодинамически целесообразную структуру движений, которая позволяет реализовать весь свой потенциал в конкретных условиях конкретного старта. Именно соревновательный результат и является конечным показателем эффективности тренировочной техники спортсмена-лыжника.
Каким образом разделять “плохую” и “хорошую” технику? Наверное теоретически это даже проще, чем усмотреть качество техники на практике. Если конечно речь не идет об откровенных ошибках, допускаемых спортсменом при движении. Давайте попробуем разобраться. Что такое “хорошая техника”?
Прежде всего “хорошая техника” лыжника отличается следующими факторами:
Что касается конкретных внешних проявлений, то стоит обратить внимание на внешний рисунок правильного лыжного движения — это идеальные линии плеч, туловища, положение таза, вектор направления движения и вектор приложения усилий должны совпадать.
Достаточно часто можно наблюдать как весьма юные спортсмены идут классическим стилем с использованием широкого «взрослого» попеременного хода. Если не вникать в ситуацию, то может показаться, что это хорошо, ведь тренер сразу же обучает юных дарований правильному движению по взрослой технике. Но это только на первый взгляд! Дело в том, что юным спортсменам просто физически не хватает “мощи”, чтобы идти широким попеременным ходом “по-взрослому”. Что в итоге? Нарушение техники движения: позднее отталкивание и затянутый шаг, которое ОЧЕНЬ сложно исправить в зрелом возрасте. Потому что человек привыкает так идти уже на рефлекторном уровне. Минус время, минус
Профессиональные спортсмены прекрасно знают пределы своих возможностей. Они понимают в каком ритме на каком конкретном участке гонки работать, чтобы пройти дистанцию максимально эффективно. Но это совершенно не исключает ошибок! Вот вроде двигается спортсмен. Уверенно, достаточно быстро, но слишком динамично для своих возможностей: частота движений не соответствует его уровню развития сердечно-сосудистой системы. И что получаем в итоге? Накапливаются продукты анаэробного метаболизма, которые снижают сократительные возможности мышц. Усилия растут, к работе основных мышц подключаются второстепенные мышечные группы, нарушается межмышечная координация, и искажается внешний рисунок движения: снижается амплитуда, уменьшается длина шага, то есть изменяется, а проще будет сказать, «ломается» техника спортсмена. А самое печальное – организм запоминает такую технику движения.
При подготовке детей очень важно брать в расчет тот факт, что дети имеют неравномерные периоды физического развития. Это говорит о наличии сенситивных периодов, когда организм наиболее чувствителен к внешним воздействиям, в т.ч. педагогическим. Разные возрастные периоды ребенка должны иметь разные критерии направленности и лимиты физических нагрузок исходя из физиологических особенностей роста организма юных спортсменов. Иными словами, важно давать нагрузку так, чтобы она не нанесла ребенку вред.
Какие особенности тренировочных планов для детей существуют в Норвегии? Самое первое – многоборный характер подготовки с элементами игрового метода. Развивается ловкость, гибкость, скорость движений и общая физическая подготовка. Полноценные силовые лыжные тренировки начинаются в возрасте от 15 лет и старше. Акцентированные тренировки на выносливость – с 17-18 лет.
Во все сенситивные периоды тренер внимательно следит за качеством выполняемых упражнений, ведь в уже в юном возрасте очень важно заложить моторные программы, которые в дальнейшем помогут реализовать физический потенциал юного спортсмена. Да и сама техника в целом должна быть достаточно разнообразной, чтобы в будущем спортсмен мог варьировать те или иные приемы и техники передвижения в регулярно меняющихся условий профессиональной лыжной гонки.
Одна из наиболее сложных, но важных задач в вопросе техники лыжной подготовки – умение планировать микроцикл нагрузки. Здесь важно спланировать тренировки таким образом, чтобы каждая последующая тренировка вносила общее укрепление ранее достигнутых результатов. Наверное каждый спортсмен знает, что ненормированная и бессистемная тренировочная нагрузка – ярый враг любого спортивного прогресса. Чего-то с таким подходом конечно можно добиться, но вот участие в профессиональных гонках расставит все на свои места. В качестве литературы по теме мы рекомендовали бы к изучению книгу В. Б. Иссурина «Блоковая периодизация спортивной тренировки». Она содержит достаточно исчерпывающую информацию в вопросах соотношения различных типов тренировочной нагрузки: от вопросов эффективного объема тренировок до восстановительных процессов.